Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение 

города Новосибирска 

"Детский сад № 42

комбинированного вида"

КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПЕДАГОГА

 

КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПЕДАГОГА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

как оптимальная форма, отражающая принципы деятельности ДОУ

/Эффективное управление невозможно без четко сформулированных норм и правил поведения каждого члена коллектива./

 

Основополагающие принципы деятельности педагогов

дошкольного воспитания

- Осознание себя как педагога, друга, защитника детей. Анализ своих педагогических возможностей, стремление к профессиональному росту.

- Всемерная помощь ребенку, семье, социуму.

- Соблюдение корректности и конфиденциальности при определении способностей и личных качеств ребенка.

- Социализация системы дошкольного образования (предоставление возможности поощрять развитие детей и решать их проблемы, привлекая, обучая и обеспечивая контакты с детьми, воспитателями, руководством, методистами, желающим участвовать в процессе воспитания и образования, признания их способности к педагогической деятельности и полностью исключая возможность нанесения ущерба ребенку).

Основные детерминанты деятельности педагога

1. «Детство, детский мир – это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве, у них свои критерии красоты, у них даже свое изменение времени: в годы детства день кажется годом, а год - вечностью. Имея доступ в сказочный дворец, имя которому - Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас, как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира» (В. Л. Сухомлинский).

2. Деятельность педагога дошкольного детства основывается на постоянном изучении личности ребенка, его потребностей, чувств, характера, убеждений, уровня интеллекта, душевного комфорта, базируется на знании закономерностей (изучении и анализе изменений) психолого-педагогического развития ребенка.

3. Семья — определяющая социальная сфера в гармоничном воспитании и развитии ребенка.

4. Необходимо рассматривать детство в социокультурном контексте. Известный американский этнограф Маргарет Мид, изучая проблемы детства, определила три типа культур:

·         культура, где дети учатся у своих предшественников,

·         культура, где взрослые и дети учатся у сверстников, своих современников,

·         культура, где взрослые учатся у детей.

Третью культуру М. Мид определила, как культуру будущего.

5. Функции дошкольного образования следует рассматривать комплексно, анализируя и формируя конструктивные связи как в микро, так и в макросоциальной структуре, способствуя созданию единой системы медицинского, образовательного, социального обеспечения потребностей личности (прохождение обязательного педагогического минимума всеми сотрудниками ДОУ).

6. Дошкольное образование, организованное должным образом, отвечающее современным требованиям психологии, педагогики и медицины, следует рассматривать как основную формирующую ступень для дальнейшего образования и воспитания.

7. Каждый ребенок уникален. Он индивидуален во всем: в своих желаниях, мотивах, которые определяют его поведение, в том, как относится к родителям, воспитателям, сверстникам.

8. Основная задача педагога — предоставить каждому ребенку оптимальные условия для реализации его способностей с учетом индивидуальных особенностей.

9. Основная доминанта в политике дошкольного воспитания — первый принцип Декларации прав ребенка: «Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи».

Каждый (из четырех) раздел кодекса отражает взаимодействие всех, участвующих в процессе дошкольного воспитания.

 

Раздел №1

Социально – педагогические подходы в системе взаимоотношений

«педагог – ребенок»

«…Самое великое, самое важное и самое полезное во всем воспитании правило? Не выигрывать нужно время, нужно тратить его. Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса и не замедлят испортиться: у нас получатся юные доктора и старые дети. У детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать и нет ничего безрассуднее, как желать заменить ее нашей... Любите детство, поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир? Дайте детству созреть в детях» (Ж.-Ж. Руссо).

   Каждый педагог ДОУ должен осознанно, ответственно и уважительно относиться к этому уникальному периоду. Всемерно помогать детям реализовать способности, пробуждать благородные чувства и переживания, формировать позитивные связи между сверстниками, между родителями и детьми, обеспечивать поддержку нуждающимся в ней детям и семьям.

Основные педагогические позиции

1. Основополагающими функциями считать функции сопричастности, гуманизма, высокого профессионализма педагога ДОУ на каждом возрастном этапе.

2. Ориентироваться в новых методах воспитания, образования, уметь применять их на практике.

3. Постоянно анализировать и учитывать изменения в образовательно-воспитательных программах, расширять поле профессиональной деятельности.

4. Анализировать, изучать и учитывать особенности каждого ребенка, предоставляя разнообразные условия для развития и реализации способностей.

5. Уметь диагностировать проблемы в развитии детей и предоставлять возможности коррекции.

6. Создавать оптимальные условия для всестороннего развития ребенка: интеллектуального, эмоционального, физического, социального.

7. Предоставлять возможность детям со специальными потребностями обучаться, воспитываться и развиваться по индивидуальным программам (обеспечивая квалифицированную поддержку).

Принципы деятельности

1. Проявлять гуманизм, обеспечивать сохранность всех сфер жизнедеятельности ребенка. На каждом возрастном этапе оказывать всемерное уважение к личности, ограждать от некорректного поведения, физического и психологического давления, нанесения ущерба безопасности и здоровью ребенка, вызванного неадекватностью поведения.

2. Пресекать любые попытки в педагогической практике, связанные с формированием лидерских и аутсайдерских групп, с использованием давления на личность (социального, психологического, физического).

3. Обеспечивать и контролировать участие всех сотрудников ДОУ в педагогическом процессе.

4. Максимально заинтересовывать родителей в участии в образовательной и воспитательной деятельности ДОУ.

5. Содействовать семье в защите прав ребенка.

 

Раздел № 2

Социально-этические подходы в системе взаимоотношений

«педагог - родитель»

«…Дети должны стать людьми с ясным разумом, благородным сердцем, золотыми руками и возвышенными чувствами. Ребенок — зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота отца и матери. Задача школы и родителей дать каждому ребенку счастье. Счастье многогранно... Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье», — это высказывание В. А. Сухомлинского в полной мере подтверждает определяющую роль семьи и успех совместной деятельности родителей и педагогов.

Осознанные педагогические позиции

1. Устанавливать позитивные контакты с семьей.

2. Организовать клуб-лекторий для родителей с целью повышения педагогической компетентности.

3. Соблюдать конфиденциальность и такт при обсуждении личности ребенка.

4. Знакомить родителей с письменными материалами о их детях.

5. Обсуждать совместные действия с целью оптимизации процесса образования и воспитания.

Принципы деятельности

1. Тщательное осмысление и обсуждение участия родителей в работе ДОУ с целью исключения давления, некорректного обращения, наносящего вред непрофессионализма.

2. Предоставлять право родителям на выбор ДОУ и участие в его деятельности.

3. Предлагать родителям участвовать в различных образовательных программах, обсуждая, корректируя и дополняя их.

4. Сообщать родителям о возможных травмирующих ситуациях, проблемах в развитии ребенка. Немедленно информировать родителей о несчастных случаях.

5. Всегда сообщать родителям о любого вида диагностике, проводить которую следует только с их согласия.

6. Получив полную информацию о членах семьи, ограждать ребенка от лиц, которые могут нанести ущерб личности.

7. Не использовать взаимодействие с семьей, с целью улучшения положения (материального) педагога.

8. Не вторгаться в частную жизнь семьи. Только в случае угрозы здоровью (физическому или психическому) информировать соответствующие органы с целью своевременного оказания помощи.

9. Знакомиться с объективным положением ребенка в семье, знать социальный статус семьи и материальное положение.

 

Раздел № 3

Социально-этические подходы в системе взаимоотношений

«педагог - педагог»

Взаимоотношения с коллегами основываются на признании профессионализма, интересе и совместной деятельности для достижения лучших результатов, корректном общении, уважении чужой точки зрения. Для благоприятного климата в коллективе необходимо обеспечивать педагогам условия для профессионального роста, удовлетворять потребности, вырабатывать совместные решения.

 

 

Основные педагогические позиции

1. Анализировать и формировать позитивные отношения между всеми сотрудниками ДОУ.

2. Организовывать «круглые столы» с целью обмена новыми технологиями, методами, программами для внедрения в работу ДОУ, анализа достижений и ошибок.

3. Поощрять новые, оригинальные разработки коллег.

Принципы деятельности

1. Предоставление выбора ДОУ и обеспечение конкурентоспособности как учреждения, так и педагогов. Предоставление полной информации о специфике учреждения, образовательных и воспитательных программах, особенностях ДОУ.

2. Индивидуальный подход к аттестации педагогов, оценка профессиональной компетентности независимой аттестационной службой.

3. Анализ, планирование, учет индивидуальных особенностей, координирование взаимоотношений в системе «педагог—педагог».

 

Взаимоотношения с администрацией

Основные педагогические позиции

1. Формировать и поддерживать корректный, дружеский стиль взаимоотношений.

2. Предоставлять возможность обсуждать и реализовывать новые образовательные и воспитательные программы.

3. Всемерно повышать престиж, уровень информированности о ДОУ.

4. Предоставлять возможность педагогу реализовать творческий потенциал на всех этапах педагогической практики.

Принципы деятельности

1. Разрабатывать проекты, новые направления педагогической деятельности с учетом индивидуального мнения каждого педагога.

2. В случае диагностики и выявления проблем в развитии ребенка сохранять конфиденциальность, предлагать способы коррекции.

3. Представляя ДОУ на любом уровне соблюдать корректность, такт, порядочность.

4. Анализировать вероятность конфликта, снижать риск его возникновения.

Взаимоотношения с персоналом

1. Формировать педагогическую культуру, бережное отношение к труду друг друга у всех сотрудников ДОУ.

2. Создавать благоприятный психологический климат в коллективе, интересуясь и помогая решать проблемы сотрудников.

3. Гарантировать адекватные условия труда и соответствующую оплату согласно должностной инструкции.

Принципы деятельности

1. Признавать, уважать, поддерживать профессиональную деятельность всех сотрудников ДОУ.

2. Обеспечивать условия для наиболее эффективной, компетентной работы сотрудников, своевременно поощряя успехи и достижения, анализируя и исправляя недоработки, обозначать способы оптимизации деятельности.

3. Знакомить всех сотрудников с изменениями в деятельности ДОУ, с нормативно-правовыми основаниями деятельности дошкольного учреждения.

В рекомендациях, анализе, планировании деятельности основываться на интересах детей и наиболее эффективной реализации образовательных и воспитательных программ.

 

Раздел № 4

Социально-этические подходы в системе взаимоотношений

«педагог - социум»

В настоящее время существует множество программ обучения, развития, воспитания. Созданы уникальные авторские методики, из которых педагоги ДОУ выбирают (или разрабатывают сами) наиболее соответствующие специфике конкретного дошкольного образовательного учреждения. Эти программы успешно реализуются только в плодотворном сотрудничестве с общественностью и другими организациями.

Охрану здоровья и защиту прав детей гарантирует и обеспечивает система семья—общество, а педагог, обладая профессиональными знаниями и компетентностью, подтверждает обязательство служить целям сохранения психического и физического здоровья ребенка и защиты его прав.

Основные педагогические позиции

1. Обеспечивать и знакомить социум с новыми программами обучения, воспитания и развития детей, выбирая программы, отличающиеся высоким качеством, нестандартными решениями, удовлетворяющие интеллектуальным, эмоциональным, физиологическим, социальным потребностям ребенка.

2. Обеспечивать исследование, анализ и создание условий для образования и развития ребенка, придавая периоду детства особое значение.

3. Организовывать и оказывать, используя разные методы, привлекая больший круг заинтересованных людей, социальную поддержку детям, сотрудникам, семьям.

4. Налаживать конструктивное сотрудничество с социальными, психолого-педагогическими, медицинскими, образовательными службами, творческими организациями.

5. Обеспечить информированность, возможности дискуссий и изменений в основных положениях данного кодекса.

Принципы деятельности

1. На всех этапах развития педагогической деятельности знакомить общественность с новыми программами, достижениями педагогов  и воспитанников. Расширять систему образовательных и воспитательных услуг, оказываемых ДОУ, с учетом возрастных особенностей детей.

2. Анализируя и оценивая педагогическую деятельность, не допускать к таковой некомпетентных, профессионально не пригодных лиц. Информировать общественность о профессиональном уровне педагогов, образовании, стаже, методах реализации программ.

3. Убедить (обязать) всех сотрудников ДОУ перед приемом на работу пройти педагогический минимум. Осуществлять контроль.

4. Осуществлять тщательный отбор всех сотрудников ДОУ, предлагая различные методы педагогической диагностики, формируя сплоченный коллектив, обеспечивающий полную реализацию образовательных и воспитательных программ.

5. Не допускать некорректного поведения, не этичных действии коллег.

6. Всех сотрудников знакомить с нормативно-правовыми основаниями защиты прав детей. 

7. В каждом случае нарушения законов или прав защиты детей немедленно сообщать об этом ответственным за реализацию воспитательной и образовательной программ ДОУ.

Быкова О.А. старший воспитатель

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"